В Самарской области возрос госдолг

До сих пор считается, что Самарская область – один из крупнейших и хорошо развитых регионов. Хотя в десятку регионов страны он не входит ни по количеству проживаемого населения, ни по доходам. Сегодня большая часть населения области фактически сосредоточена на Самарско-Тольяттинской агломерации, объединяющей 2,5 млн. человек. Однако, несмотря на высокие денежные потоки региона и концентрацию крупных промышленных предприятий, о динамичном развитии пока говорить не приходится. Причины этого кроются в следующем: растет госдолг региона, а также по-прежнему – проблемы со сбором налогов с крупных предприятий.
Не далее как в начале августа в СМИ прошла информация, что только в течение 2012 года правительство области планирует разместить облигаций на общую сумму в 15 миллиардов рублей. С учетом этой суммы, как сообщал «Коммерсант», общий госдолг региона превысил, таким образом, 35 миллиардов рублей. По мнению экспертов, эта сумма еще в пределах нормативов, но уже вызывает опасение.
Пока инвесторы готовы вкладывать средства в область, а правительство региона исправно платит по счетам. Но у многих экспертов, да и не только у них, возникают вопросы: надолго ли хватит заемных средств; и почему, казалось бы, индустриально развитый регион вынужден привлекать инвестиции не под конкретные проекты, а в виде займов. Ведь каждый заемный рубль, как отмечали эксперты, должен приносить доход.
И если по первому вопросу пока еще есть обнадеживающий ответ – например, известное рейтинговое агентство Standard & Poors (принадлежит к тройке самых влиятельных международных агентств, исследующей финансовые рынки) подтвердило рейтинг Самарской области на высоком уровне со стабильным прогнозом. Тогда как со вторым вопросом дела обстоят сложнее. Так, в первом полугодии 2012-го областной бюджет пополнился, по разным данным, на 50 или 60 млрд. рублей. На первый взгляд – внушительная сумма. Но вопрос сбора налогов, особенно это касается крупнейших промышленных предприятий, на повестке дня открыт. Задолженность по налогам и сборам всех уровней только за первые полгода уже превысила 17 млрд. рублей. Бюрократические тяжбы налоговиков, включая в судах, тянутся со многими заводами и аффилированными с ними структурами: только недавно было оспорено решение Арбитражного суда, позволившее связанной с АвтоВАЗом компании Renault-Самара не выплачивать налогов в сумму около 250 млн. рублей. Одно из крупнейших предприятий региона, Тольяттиазот, также имеет длинную историю ухода от налогов. Неоднократные попытки правоохранителей и фискальных органов привлечь к ответственности за уход от налогов вынудили экс-главу компании господина Махлая бежать в Лондон. Между тем, на финансовое и техническое оздоровление предприятия бегство Махлая особого влияния не оказало. Вместо обновления оборудования, улучшения реальных экологических показателей и устранения иных нарушений, по причине которых на предприятии уже не раз гибли люди, ТоАЗ участвует в конкурсах на премию «лучший налогоплательщик». Такая премия получена компанией за то, что она перевела в бюджеты разных уровней около 3 млрд. рублей. Но при этом умалчивается, сколько средств было выведено через оффшоры.
И пока продолжающиеся на Тольяттиазоте обыски касаются только нарушения прав акционеров, но неизвестно, как начнут разворачиваться события вокруг предприятия в части соблюдения им налоговой дисциплины. Данный вопрос приобретает особую актуальность еще по другой причине. Новоназначенный губернатор Николай Меркушкин уже не раз критически оценивал долговую нагрузку областного правительства, подчеркивая, что, при высокой закредитованности бюджета, социально-экономическое развитие региона оставляет желать лучшего.
Конечно, было бы глупо утверждать, что Самарская область занимает десятки миллиардов рублей только из-за Тольяттиазота. Но то, что такие крупные предприятия, как ТоАЗ или, например, дочерние структуры АвтоВАЗа, поднаторели в искусстве уклонения от налогов – это факт. И если тот же АвтоВАЗ под руководством Игоря Комарова еще как-то пытается обновлять модельный ряд и производство, выплачивать налоги в бюджеты разных уровней, то ТоАЗ тут вряд ли поможет региону. Сегодня ситуация с предприятием такова, что ему самому нужны громадные инвестиции на модернизацию стремительно устаревающего оборудования.