Коммунальные схемы Фурсова. Часть 2

Сити-менеджер Самары Олег Фурсов и бывший глава областного министерства транспорта и автодорог Валерий Матвеев, по неофициальным данным, в наступившем году приступили к процессу акционирования муниципального предприятия "Жиллидер". Акционирование "Жиллидера", где несколько месяцев назад в спешном порядке сменилось руководство, в дальнейшем позволит новым бенефициарам осуществить передел муниципального имущества. При этом, характерно, что незамысловатые бизнес-схемы Фурсов реализует на фоне критики губернатора Николая Меркушкина в адрес чиновников мэрии в связи с раздутыми расходами бюджета на городское управление.

Возвращение Матвеева
Напомню, смена руководства МП "Жиллидер" произошла осенью прошлого года с подачи Олега Фурсова: 2 ноября коллективу предприятия руководителем департамента горхозяйства и экологии Вячеславым Коноваловым был представлен новый директор "Жиллидера" Валерий Аверкиев. Распоряжение о назначении Аверкиева было подписано замглавы администрации - руководителем аппарата Владимиром Терентьевым. Назначение нового руководителя произошло в тот период, пока действующий директор Алексей Воеводин находился на больничном. Одним из своих первых приказов Аверкиев изменил штатное расписание муниципального предприятия и принял на работу еще одного заместителя директора, назначив на этот пост представителя новообразованного ООО "Экоком" Ивана Изместьева, сына тольяттинского бизнесмена Олега Изместьева. Компания "Экоком" с уставным капиталом в размере 10 тыс. рублей, образованная в декабре 2015 года, с момента регистрации никакой коммерческой деятельности не проводила. Возможно, фирма изначально создавалась как один из инструментов для вхождения в бизнес муниципального предприятия.
По одной из версий, организатором и идейным вдохновителем кадрового переворота в "Жиллидере" считается бывший глава регионального министерства транспорта и автодорог Валерий Матвеев, возглавлявший ведомство в 2007-2011гг. Впоследствии Матвеев руководил одним из дочерних предприятий ПАО "Транснефть" - ООО "Балтнфтепровод". В 2013 году Матвеев был назначен на пост председателя комитета по природопользованию и охране окружающей среды мэрии Санкт-Петербурга, где успел засветиться в ряде скандалов вокруг местного полигона "Красный Бор". Однако уже в 2015 году, по решению главы Питера Георгия Полтавченко, Матвеев был досрочно отправлен в отставку.
Между тем, сразу после назначения Аверкиева на пост руководителя "Жиллидера", в ноябре прошлого года Матвеев совместно с Изместьевым прибыли на предприятие и стали осматривать территорию. Напомню, "Жиллидер" контролирует крупный земельный участок в центре города общей площадью около 6 гектар. Территория в районе ул. Авроры/ул. Мориса-Тореза, рыночная стоимость которой может составлять не менее 400 млн. рублей, рядом бизнес-структур рассматривается как потенциальный участок для будущей застройки многоэтажными домами. Формально земля находится в собственности городского департамента управления имуществом. При этом, в случае акционирования "Жиллидера", предприятие, не исключено, сможет получить первоочередное право выкупить участок у мэрии по льготной кадастровой стоимости, что составит примерно 5-15% от рыночной стоимости территории. Неудивительно, что Матвеев и Фурсов живо заинтересовались активами "Жиллидера".

В предвкушении бюджетных потоков
Одновременно с процессом акционирования "Жиллидера", Фурсов и Матвеев прорабатывают механизм сохранения выделения бюджетных субсидий для "Жиллидера", в связи с оказанием предприятием услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с территорий частного жилищного фонда Самары. То есть, несмотря на то, что уже в ближайшее время "Жиллидер" будет выведен из баланса муниципалитета, команда Валерия Матвеева по-прежнему рассчитывает на сохранение порочной для бизнеса практики получения субсидий за счет средств бюджета. Напомню, что вопрос подготовки нормативно-правовой базы сохранения выделения бюджетных субсидий еще 27 октября 2016 года обсуждался в ходе совещания чиновников самарской мэрии по вопросу взаимодействия с компанией "Экоком". Под руководством первого замглавы администрации Владимира Василенко чиновники и представители "Экокома" договорились совместно готовить документацию о конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Иными словами, с целью лоббирования собственных бизнес-интересов Матвеев фактически подключил административный ресурс, так как именно через чиновников мэрии компания "Экоком" намерена запрашивать такие данные, как, например: количество образованных на территории Самары твердых коммунальных отходов. По всей видимости, Матвеева не смущает тот факт, что сегодня многие мусоровывозящие компании Самарской области и ряда других регионов не получают бюджетные субсидии в целях возмещения затрат на вывоз мусора, в том числе с территорий частного сектора. К примеру, мусоровывозящие компании Владимирской и Оренбургской областей предпочитают воздерживаться от освоения субсидий из бюджета. Белгородское ООО "Транспортная компания "Экотранс", оказывающая населению услуги по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, также не пользуется бюджетными субсидиями. Что, впрочем, не мешает компании успешно развивать собственный бизнес: сегодня белгородский "ТК "Экотранс" имеет в собственности полигоны по захоронению ТБО, сортировочный комплекс, а автотранспортный парк компании увеличился с 21 единицы до 209 единиц техники.

Через снежные завалы Олег Фурсов и Валерий Матвеев пытаются пробраться к муниципальным активам предприятия "Жиллидер".