Безальтернативные выборы в Самарской области

Как уже сообщили многие блогеры и представители СМИ, вчера в пресс-центре "Комсомольской правды" (Самара) прошел "круглый стол" на тему «Безальтернативные выборы – угроза стабильности России». Инициатором проведения круглого стола выступила общественная молодежная организация «Путь». Руководитель организации Виталий Ковригин рассказал присутствующим, как летом 2013 года проводились выборы в его родном Кинель-Черкасском районе Самарской области. Краткая фабула выступления заключалась в том, что результаты предварительных социологических исследований резко контрастировали с итоговыми результатами голосования. Согласно опросам избирателей кандидат Владимир Обухов уверенно лидировал в предвыборной гонке. Однако, по результатам голосования набрал лишь 5%. Ковригин предположил, что во время выборов могли быть допущены массовые фальсификации и, в свою очередь, попытался разобраться в технологиях обмана. Напомню также, что по итогам тех скандальных довыборов депутатом Самарской губернской Думы стал единоросс Николай Сомов. И уже буквально через несколько месяцев господин Сомов снова взбудоражил общественность, когда по его вине на одной из трасс произошла страшная автомобильная катастрофа, в результате которой пострадали и погибли люди.
Вообще, тема прошедшего вчера "круглого стола" для Самарской области может стать особенно актуальной, так как уже на протяжении нескольких месяцев по региону гуляют слухи о возможности проведения внеочередных выборов губернатора господина Меркушкина. Будто бы Николай Меркушкин, получив предварительно санкцию из Кремля, может уйти в отставку и отправиться на выборы, чтобы легитимизировать полученный им пост главы Самарской области. Объявит ли Меркушкин внеочередные безальтернативные выборы - пока судить трудно. Но уже сегодня мы видим, как очередной присланный по указу из Москвы варяг, последовательно зачищает политэкономическую поляну региона и берет в свои руки все больше власти. После того как в мае 2012 года в Самарскую губернию назначили экс-главу Мордовии, мы стали свидетелями, как жители нашего региона вдруг почти повсеместно стали ратовать за отмену всенародных выборов и введение института назначенцев, подконтрольных областному правительству.
Вот лишь несколько примеров: май 2013 - экс-глава Безенчукского района Юрий Евдокимов отправлен в отставку, назначен сити-менеджер Евгений Сараев; лето 2013 - в Клявлинском районе отменены всенародные выборы, введен институт сити-менеджера, полномочия действующего главы района Ивана Соловьева заканчиваются в этом году; октябрь 2013 - бывшего главу Богатовского района Юрия Григоревского назначают в региональное министерство сельского хозяйства, выборы отменяются, главой района назначают тогдашнего зама господина Григоревского по финансам Владислава Туркина; ноябрь 2013 - отмена выборов в Красноярском районе, действующий глава муниципального образования Владимир Моглячев переназначен на свой пост; главой Сергиевского района Меркушкин назначает Алексея Веселова, выборы также отменены; декабрь 2013 - главой Волжского района назначают бывшего руководителя Большечерниговского района Александра Баландина, в обоих районах введен горячо любимый Меркушкиным институт сити-менеджера; январь 2014 - в Исаклинском районе, после вмешательства райпрокуратуры (вероятно, "публичных слушаний" в этом районе оказалось недостаточно) также ликвидированы всенародные выборы. Но полномочия действующего руководителя района Валерия Ятманкина, избранного до 2017 года, пока еще досрочно не прекращены.
Вот и задумываешься в свете таких кадровых пертурбаций: с какой целью Меркушкин зачищает самарские органы власти? Только ли для того, чтобы, как утверждают губернатор и его окружение, повысить эффективность управления регионом и качество работы власти? Быть может, Николай Меркушкин проводит такую зачистку потому, что ощущает себя в Самарской губернии чужаком-варягом и, вне зависимости будут внеочередные безальтернативные выборы или нет, опасается потери управляемости?
P.S. Кстати, забыл добавить, что по инициативе Меркушкина всенародные выборы были также отменены и в ряде городов региона: весна 2013 года - отменены выборы мэра Жигулевска. После того как в июне того года истекли полномочия экс-главы города Александра Курылина, сити-менеджером назначен бывший замминистра образования и науки правительства области Владимир Классен; изменен Устав города Октябрьск, главой администрации назначен Владимир Чихирев, экс-замглавы администрации города Кинель; октябрь 2013 - отмена всенародных выборов главы города Отрадный, мэр Нина Вишнякова становится фактически председателем местного заксобрания, главой администрации конкурсная комиссия назначает Алексея Мязина.

Безальтернативный назначенец - губернатор Николай Меркушкин.

По большому счёту при нынешнем кадровом голоде ни избирать, ни назначать некого. В таких условиях назначаемость, хоть какая-то возможность регулировать ситуацию без крайних мер
Назначаемость назначаемости - рознь, на мой взгляд. При любых раскладах, в нынешней ситуации в стране и при том уровне, которое достигло наше гражданское общество, должна быть и сменяемоть власти, и возможность выборов. Институт назначения губернаторов и сити-менеджеров за последние годы себя дискредитировал. Это - и практически полное сведение на нет соучастия людей в формировании органов власти (как следствие, рост апатии) и заложение мин медленного действия среди различных групп влияния.
Кроме того, когда в качестве аргументов звучит пропаганда, что назначение влияет на борьбу с коррупцией, то это не так. Во-первых, просто так коррупция не исчезает в один миг. И даже вряд ли ее удается снижать при институте назначенцев: назначают тоже лоббисты, также платят деньги, ведут куларные переговоры, договариваются об определенных гарантиях. Последующие действия назначенцев это не раз подтверждали: того же Артякова или Меркушкина тоже назначали при поддержке групп влияния.
На институты назначенцев можно также посмотреть в правоохранительных и судебных органах. Понятно, что там есть своя специфика работы и есть судебная тайна или тайна следствия, но сегодня только наивный человек и никогда не сталкивающийся с правоохранительной или судебной системой страны может думать, что среди этих назначенцев сплошь кристально честные люди.
Что касается персонально Меркушкина, то рыба гниет с головы: если Меркушкин реально заточен не только слушать и слышать людей по принципу "мягко стелишь - жестко спать", а готов вести диалог и работать на результат, то он может добиться больших успехов и реального уважения. А если он будет закрывать глаза, как, например, на деятельность областного министра строительства Гришина, который при участии лоббистов из бизнеса хочет снести весь исторический центр Самары и тупо все застроить торговыми центрами (не без денежных откатов, как я полагаю), то с каждыми такими шагами под боком Меркушкина будет накапливаться взрывоопасная общественная волна.
А какого такого уровня достигло наше гражданское общество? Как раз в случае Самарской области принцип с назначаемостью сработал на все 100. Или кто сомневается, что если бы в 2012 году были выборы, то все и посейчас бы славили дорогого и любимого Владимира Владимировича Артякова?
Могу привести пример Сызрани.
Местный князёк выборы выиграл вчистую. Это при том, что его поголовно ненавидит практически вся Сызрань. Но, карманный избирком написал иначе. Так что же? нужно любой ценой запускать заведомо неработающий ржавый механизм? Чтобы вместо назначенцев сверху получить назначенцев хозяев избиркомов?
В первом случае - это долгий процесс, который заставляет ржавый механизм худо-бедно работать. В перспективе, это может приводить к появлению новых запчастей в ржавом механизме. Во втором случае, это - консервация ржавого механизма. На мой взгляд, как-то так.