Экономический тест-драйв для Меркушкина

Личный взгляд блогера Тахира Байбекова
Самарская область уходит от всенародных выборов глав городов. В региональной столице новая система уже начала работать. На этой неделе в думе Самары депутаты выбрали главу города и председателя парламента. Им стал Александр Фетисов. Вслед за этим было объявлено о начале подачи заявок на замещение должности сити-менеджера. Планируется, что специальная комиссия определится с кандидатом на этот пост 17 декабря. Тем временем в политических кругах региона гадают, кто займет эту должность. Своим мнением на эту тему с «ФедералПресс.Приволжье» поделился блогер Тахир Байбеков:
«Повсеместно отменяя всенародные выборы глав городов Самарской области, губернатор Николай Меркушкин старается максимально выстроить систему органов власти под себя. Тем самым глава региона решает сразу несколько основных задач. Во-первых, с политического поля убираются серьезные фигуры, которые могли бы консолидировать вокруг себя серьезные ресурсы в преддверии местных и федеральных выборов 2015–2017 годов.
Во-вторых, при системе назначения сити-менеджеров усиливается контроль за финансовыми потоками. В-третьих, административные рычаги в муниципалитетах дают дополнительную возможность для передела сфер влияния в бизнесе в интересах клана Меркушкина. Прежде всего это касается тех бизнес-структур, которые прямо или косвенно зависят от администраций в части распределения муниципальных бюджетных подрядов, доступа к муниципальному имуществу, возможности влияния на деятельность компаний в сфере ЖКХ и так далее.
Конечно, усиление контроля над административными структурами в Самаре для Николая Меркушкина важно в преддверии больших финансовых вливаний в рамках предстоящего чемпионата мира по футболу – 2018. В этом смысле бывший мэр Самары Дмитрий Азаров стал лишним в системе координат губернатора и его ближнего окружения из Мордовии. Вероятными кандидатами на пост сити-менеджера сегодня называют прежде всего мордовских выходцев – главу минфина Сергея Кандеева, главу министерства транспорта и автодорог Ивана Пивкина, руководителя минстроя Алексея Гришина, а также нынешнего и. о. главы администрации Александра Карпушкина. Я не уверен, что переназначат Карпушкина. Вероятно, сити-менеджер будет из ближнего окружения Меркушкина. Нынешние заместители главы администрации могут сохранить свои посты, включая Карпушкина. Но здесь следует учесть, что вероятность чисток и прихода в администрацию лиц из Мордовии в последующем все равно могут сохраниться.
Если говорить о плюсах и минусах новой системы, то нужно понимать, что институт назначения снижает возможность соучастия жителей в формировании органов власти. Вся ответственность за принятие решений теперь ложится на губернатора, правительство области, главу администрации и его подчиненных, а также на региональных и городских депутатов, проголосовавших за упразднение всенародных выборов главы города. Приведут ли эти решения к волне недовольства среди населения в последующие годы, будет зависеть от того, насколько эффективно правительство Меркушкина будет решать социально-экономические проблемы Самарской области. Сегодня уже окончательно стало ясно, что экономика страны и региона вошла в серьезную зону турбулентности. Только по официальным данным, из-за секторальных санкций бюджет страны недополучит около 40 млрд долларов, а из-за ослабленного рубля – еще около 140 млрд долларов. Региональный и городские бюджеты приняты с дефицитом, госдолг региона и цены продолжают расти. При этом в ряде секторов экономики зарплаты либо не растут, либо вовсе снижаются. На этом фоне принимаются решения о росте налоговых сборов. В Самаре, например, на днях одобрено повышение ставки налога на имущество физлиц. Рост этого налога ударит по карману практически каждого самарца.
Поэтому ухудшение социально-экономического самочувствия жителей региона впоследствии может прямо пропорционально отразиться на росте политической активности горожан. Если губернатор и его сити-менеджер смогут грамотно выстроить взаимодействие с жителями, а проблемы городского хозяйства будут оперативно и качественно решаться, не сбавляя тех темпов, которые Самаре удалось набрать при Азарове, то есть шанс, что и Меркушкин, и будущий сити-менеджер справятся с задачами. Если социально-экономические проблемы не будут решаться эффективно, то в течение полутора-трех лет Самарская область может повторить судьбу ряда других регионов страны, где несколько лет назад был введен институт сити-менеджера. Например, в городах Иркутской области отмена всенародных выборов глав городов в 2011 году впоследствии привела к кризису. Спустя два года сити-менеджер Братска был уволен с поста по решению суда, в Ангарске фактически возник паралич власти, когда местные органы власти не могли решить, кто и за что отвечает. Все эти процессы сопровождались митингами оппозиции и жителей с требованием вернуть всенародные выборы. Многие жители Волгограда институтом сити-менеджера сегодня также наелись досыта.
Но вне зависимости от того, захотят самарцы спустя несколько лет вернуться к всенародным выборам или нет, понятно, что централизация региональной вертикали власти на фоне стагнации экономики повышает риски и для Меркушкина лично, и для Самарской области в целом. В ходе прошедших безальтернативных выборов губернатора Меркушкин политически тестировал регион на применение специфических технологий агитации и привода людей на участки. Ближайшие годы теперь станут экономическим тест-драйвом для самого Меркушкина. События в мире и стране развиваются очень стремительно. Поэтому 2015–2016 годы покажут, насколько эффективна деятельность губернатора и его подчиненных в антикризисных ситуациях».
Источник: http://fedpress.ru/news/elections/reviews/1417169624-blizhaishie-gody-stanut-ekonomicheskim-test-draivom-dlya-samogo-nikolaya-merkushkina